Саранский пансионат ветеранов войны и труда

В Верховный Суд Республики Мордовия

заявители:
1. Автейкиной Любови Ивановны
г. Саранск, ул. Победы, д. 4

2. Яушева Евгения Николаевича
г. Саранск, ул. Победы, д. 4

3. Генниятуллина Дениса Джамильевича
г. Саранск, ул. Победы, д. 4

З А Я В Л Е Н И Е

о признании противоречащим закону п. 82 Постановления Правительства РМ № 479 от 29.12.2004 года с изм. в ред. ПП РМ № 230 от 31.05.2010 года

Как уже отчаявшиеся граждане Российской Федерации, пенсионеры-инвалиды просим Вашей помощи и считаем необходимым проинформировать Вас о неправомерном ограничении наших прав и свобод при предоставлении нам социальных услуг, которые государство оказывает инвалидам и пенсионерам в Саранском пансионате ветеранов войны и труда.

31.05.2010 года Правительство РМ внесло поправки в Постановление от 29.12.2004 года № 479 «О порядке социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации».

В ред. Постановления от 31.05.2010 года № 230 пункт 82 вышеуказанного постановления № 479 звучит так: «Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов производится ежемесячно в размере 7 260 рублей, но не может превышать 75% получаемой гражданином трудовой или социальной пенсии». (Ранее в действующей предпоследней ред. постановления Правительства РМ от 25.08.2008 года № 375 последний абзац п. 22 был введен ПП РМ от 17.03.2006 года № 89 и звучал так: «Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание не может превышать 75 % от получаемой гражданином трудовой пенсии»).

Первоначальный текст Постановления Правительства Республики Мордовия от 29.12.2004 года № 479 был опубликован в издании «Известия Мордовии» № 198-21 30.12.2004 года.

На сегодняшний день, согласно п. 81 ПП РМ в ред. от 31.05.2010 года № 230 стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов стационарными учреждениями осуществляется за плату. Плата за стационарное обслуживание включает расходы по обеспечению жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях.

В силу п. 79 и п. 80 вышеуказанной правовой нормы (ПП РМ в ред. от 31.-5.10 года № 230) социальные услуги, входящие в республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются стационарными учреждениями гражданам пожилого возраста и инвалидам бесплатно. Дополнительные социальные услуги, не входящие в республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются стационарными учреждениями гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной оплаты в соответствии с установленными в республике тарифами на платные социальные услуги.

Так, в соответствии со ст. 4 ФЗ от 02.08.1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Правительство РМ постановило и утвердило Республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения.

Республиканский Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам бесплатно государственными учреждениями социального обслуживания населения установлен ПП РМ от 26.05.2006 года № 212 в ред. Постановления Правительства РМ от 10.03.2009 года № 83.

В силу п. 75 ПП РМ от 29.12.2004 года № 479 решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается администрацией учреждения социального обслуживания, оказывающего эти услуги, с учетом величины прожиточного минимума, установленного в РМ, а также платы, взимаемой за стационарное обслуживание.

Тарифы на платные социальные услуги, оказываемые государственными учреждениями гражданам пожилого возраста и инвалидам в РМ утверждены Постановлением Правительства РМ от 26.05.2006 года № 212 также в ред. от 10.03.2009 года № 83.

В соответствии с п. 67 ПП РМ № 479 социальные услуги предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных условиях учреждениями социального обслуживания бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Таким образом, оплата за пансионат может быть как бесплатной и частичной так и полной оплаты, то есть в размере 75% от получаемой пенсии гражданина. Размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, не должен превышать 50% разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным в РМ. (п. 72 ПП РМ № 479 от 29.12.2004 г.).

В соответствии с п. 74 ПП РМ от 29.12.2004 года № 479 только дополнительные услуги, не входящие в республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной оплаты.

Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 24 Федерального закона “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“ от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ на учреждение социального обслуживания возложена обязанность по заключению с гражданами пожилого возраста и инвалидами, принимаемыми на платное обслуживание, договоров стационарного социального обслуживания. Существенными признаками такого договора являются ВИДЫ и ОБЪЕМ предоставляемых услуг; сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты.

В силу ч. 7 ст. 24 Федерального закона “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“ от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется указанными гражданами в порядке, определяемом Правительством РФ.

Правительство РФ приняло Постановление от 17 апреля 2002 года №244 “О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов“.

Пунктом 1 вышеуказанного Постановления № 244 установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включает:

  1. затраты на приобретение продуктов питания,
  2. затраты на приобретение мягкого инвентаря,
  3. содержание предоставляемых жилых помещений;

и производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами и учреждениями.

Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке 1. норм питания, 2. нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в РМ уровня потребительских цен, 3. тарифов на оплату коммунальных услуг, и НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ 75 процентов установленной им пенсии.

Кроме того, подлежащие оплате социальные услуги, включающие в себя только три наименования (затраты на приобретение продуктов питания, затраты на приобретение мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений) утверждены и решением Верховного Суда РФ от 22.04.2003 года № ГКПИ 03-323, согласно которого п. 1 ПП РФ № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан в государственных учреждениях социального обслуживания, включает именно затраты на приобретение продуктов питания, затраты на приобретение мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений и производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер же ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 % установленной им пенсии.

Однако, не принимая во внимание вышеуказанные нормы права, администрацией учреждения ГСУСОССЗН «Саранский пансионат ветеранов войны и труда» в Министерство социальной защиты населения был представлен расчет стоимости стационарного обслуживания на 1 проживающего в ГСУСОССЗН «Саранский пансионат ветеранов войны и труда» (о расходах на содержащихся в пансионате граждан). В соответствии с указанными расчетами администрация пансионата включила в перечень предоставляемых услуг кроме законодательно утвержденных трех наименований еще семь наименований, которые не должны входить в стационарную оплату.

В соответствии с расчетами администрации сумма расходов в месяц на одного проживающего затраты на приобретение:

Итого – 7 тыс. 186 руб. 03 коп.

Так, из представленных услуг за законно взыскиваемые оплата составляет:

Итого 2555,10+379,48+512,44=3447 руб. 02 коп.

Сумма неосновательно (незаконно) взыскиваемых денежных средств составляет: 7 186, 03 - 3 447, 02 = 3 739, 01. (три тысячи семьсот тридцать девять рублей 01 коп).

Содержание предоставляемых жилых помещений включает в себя тарифы на оплату коммунальных услуг (оплату за воду, энергию).

Из вышеперечисленных услуг многие нам не предоставляются. Так, нам необоснованно отказывают в предоставлении транспорта, содержание помещений мы обслуживаем сами, мебель, бытовую технику, лекарственные и медицинские препараты мы приобретаем на собственные денежные средства и др.

В соответствии с п. 4.2.10 ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» гражданам пожилого возраста и инвалидам, помещенным в стационарные учреждения, должны предоставляться все необходимые им виды социальных услуг.

В силу п. 4.2.2 вышеназванного ГОСТ Р стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней помощи путем предоставления комплекса социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и по состоянию здоровья нуждающимися в постоянном уходе и наблюдении.

В соответствии с п. п. 4,5 ст. 3 ГК РФ на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. В случае противоречия указа Президента РФ или Постановления Правительства РФ Гражданскому Кодексу РФ или иному закону принимается ГК РФ или соответствующий закон.

По общему правилу Постановления Правительства субъектов РФ уступают по своей юридической силе Постановлениям Правительства РФ. Таким образом, ПП РМ № 479 от 29.12.2010 года с изм. в ред. ПП РМ № 230 от 31.05.2010 года уступает по своей юридической силе ПП РФ № 244 от 17.04.2002 года, которое не устанавливает размер оплаты за стационарное обслуживание в твердой денежной сумме, принятому, вступившему в силу и действующему в настоящее время на всей территории РФ намного ранее регионального. В свою очередь региональное Постановление противоречит федеральному и уступает по юридической силе. И именно Постановление Правительства РФ разъясняет правила и абсолютно точный расчет удержания платы за стационарное обслуживание (затраты на 1. приобретение продуктов питания, 2. затраты на приобретение мягкого инвентаря, 3. содержание предоставляемых жилых помещений, что составляет согласно расчетов директора ГСУСОССЗН «Саранский пансионат ветеранов войны и труда» Николаева Н.И. 3 447 руб. 02 коп.), а также указывает лишь процентный барьер в 75 %, который не должны превышать удержания из пенсии граждан.

Поскольку высшей юридической силой обладает Конституция РФ, затем законы, постановления и акты на федеральном уровне, а уже далее на региональном уровне, считаем, что п. 82 Постановления Правительства РМ № 479 от 29.12.2004 года с изм. в ред. ПП РМ № 230 от 31.05.2010 года незаконен.

В связи с представленными администрацией (директором) ГСУСОССЗН «Саранский пансионат ветеранов войны и труда», расчетами, не основанными на законодательстве и противоречащими нормам права, нарушаются не только наши права и интересы, но и права (интересы) других, проживающих в пансионате граждан (пожилых, инвалидов).

Считаем, что на основании вышеизложенного и в соответствии с указанными правовыми актами оплата за стационарное обслуживание должна взиматься за предоставляемые социальные услуги такие как:

  1. затраты на приобретение продуктов питания,
  2. затраты на приобретение мягкого инвентаря,
  3. содержание предоставляемых жилых помещений.

Остальные социальные услуги, входящие в перечень, гарантированных государством услуг, предоставляются гражданам бесплатно и за них, удержания из пенсии не производятся.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции РФ и законы.

Полагаем в данном случае должностные лица, а также Администрация (директор) ГСУСОССЗН «Саранский пансионат ветеранов войны и труда» уклоняются от соблюдения соответствующих законов РФ.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потери кормильца и др. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

На основании данной статьи мы имеем конституционное право на благополучную жизнь в учреждениях социального и стационарного обслуживания, на социальное обеспечение, которое устанавливается законом, наконец, на пенсию, устанавливаемую законодательством РФ.

Однако, в нашем случае, получаем негативное отношение со стороны администрации пансионата. Возникает вопрос: за что? Ведь мы не отказываемся оплачивать предоставляемые нам услуги за стационарное обслуживание, обоснованно требуем на основании закона удерживать с нас плату за предоставление социальных услуг, но менее, чем с нас удерживают по прихоти администрации пансионата. Администрация пансионата, в свою очередь, обязана защищать наши права, быть на стороне инвалида, однако, использует эту ситуацию в своих интересах, устанавливая предельный размер оплаты за предоставляемое нам стационарное обслуживание от получаемой пенсии, предоставив в Министерство социальной защиты населения перечень расходов на сумму - 7 186 руб. 03 коп., который в действительности явно завышен и незаконен. Министерство социальной защиты и населения в свою очередь утверждает данный размер и Правительство в итоге постановляет и утверждает денежную сумму в 7 тысяч 260 рублей. Определенно практически идентичная сумма, взимаемая (удерживаемая с пенсии инвалидов) за стационарное обслуживание.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Однако, в нашем случае ни о какой защите инвалидов речь не идет.

В силу ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

На основании изложенного просим Вас проанализировать сложившуюся ситуацию и при выявлении достаточных оснований признать незаконным п. 82 Постановления Правительства Республики Мордовия № 479 от 29.12.2004 года с изм. в ред. ПП РМ № 230 от 31.05.2010 года в части утвержденного размера оплаты инвалидами за стационарное обслуживание, как нарушающее права и законные интересы пенсионеров-инвалидов и противоречащим Конституции РФ, указанным Федеральным законам.

Решение суда должно основываться на конституционных принципах Российской Федерации и исходить из общеправового принципа справедливости на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов заявителя.

Согласно справкам об инвалидности мы, Автейкина Л.И. (справка МСЭ 010 №701769 от 24.08.2001 года), Генниятуллин Д.Д. (справка МСЭ – 2001 № 2561563 от 28.06.2004 года), Яушев Е.Н. (справка МСЭ-2006 №0005696490 от 08.02.2008 года) освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии п.п.2 п. 2 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 17 ч.2 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ истцы-по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Первоначальный текст Постановления Правительства Республики Мордовия от 29.12.2004 года № 479 «О порядке социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуацией» опубликован в газете «Известия Мордовии» № 198 – 21 от 30.12.2004 года. В новой редакции текст не опубликован.

На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 26, 251,252, ГПК РФ, просим:

Признать противоречащим закону п. 82 Постановления Правительства РМ № 479 от 29.12.2004 года с изм. в ред. ПП РМ № 230 от 31.05.2010 года в части утвержденного размера оплаты инвалидами за стационарное обслуживание, как нарушающее права и законные интересы пенсионеров-инвалидов.

Приложение:

Копия заявления
Текст Постановления Правительства РМ № 479 от 29.12.2004 года с изм. в ред. ПП РМ № 230 от 31.05.2010 года
Текст Решения Верховного Суда РФ от 22.04.2003 года № ГКПИ03-323).
ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам».
Расчет стоимости стационарного обслуживания на 1 проживающего в ГСУСОССЗН «Саранский пансионат ветеранов войны и труда».
Текст Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 года № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».
Копия справки об инвалидности Автейкиной Л.И.
Копия справки об инвалидности Яушева Е.Н.
Копия справки об инвалидности Генниятуллина Д.Д.

Автейкина Л.И.

Яушев Е.Н.

Генниятуллин Д.Д.

« 14 » « мая » 2011 год

Хостинг от uCoz